Памятник Медный всадник в Санкт-Петербурге
Медный всадник, расположенный в Сквере на сенатской площади, – это легендарная достопримечательность, главный памятник Санкт-Петербурга, давно ставший его символом. Ни одна обзорная экскурсия по городу не обходится без посещения величественной скульптуры. Размеры монумента впечатляют: монолитное основание из гранита, выполненное в виде волны, весит 1600 тонн, сама скульптура, вылитая из бронзы, – 8 тонн. Высота памятника составляет 5 метров.
Скульптура окружена изумительной красоты набережными и великолепными мостами, с которых открываются незабываемые виды на Северную столицу и Неву. Кроме этого, памятник окружают здания, сыгравшие значительную роль в судьбе нашей страны.
Приехав в Питер в отпуск или командировку, стоит поселиться в сети апарт-отелей Vertical. Живя в них, вы сможете легко добраться в любой район города, ведь в непосредственной близости есть остановки наземного и подземного транспорта. Утром вас будет ждать вкусный завтрак в ресторане отеля, а вечером вы сможете при желании сами приготовить себе ужин, так как в каждом номере выделена зона для кухни, оснащенная всем необходимым.
Кому посвящен памятник
Наверняка нет ни одного человека, который бы не знал, кто изображен на памятнике Медный всадник. Это скульптура императора Петра I, вошедшего в историю как выдающийся преобразователь, великий государственный деятель, чьи реформы сыграли ключевую роль в жизни страны.
Он «прорубил» в Европу окно, открыл морские пути и основал несколько крупных городов. Кроме того, царь-реформатор остановил шведские войска, завоевавшие большую часть Европы, и надежно укрепился на берегу Финского залива.
История и год создания монумента Медный всадник
Поставить конный памятник приказала императрица всея Руси Екатерина II, преклонявшейся перед величием первого императора. Автором скульптуры Медный всадник, созданной в 1768-1778 г., стал француз Этьен Фальконе.
Решением Фальконе было изваять императора в образе созидателя, а не воителя или просто царственной особы. Именно поэтому царь-реформатор не держит жезл, а правая рука протянута над объезжаемой им Россией. Скала-пьедестал, по которой скульптура Петра Великого поднимается наверх с простертой десницей, является эмблемой повергнутых им врагов и побежденных трудностей.
Французский скульптор лепил фигуру императора с живого человека, гвардейского офицера. Он взлетал на скакуне на помост, изготовленный специально для эскизов модели памятника, и на самой вершине поднимал его на дыбы, а Фальконе делал наброски этих моментов.
Голова Петра первого у скульптора не получалась. Императрица трижды браковала результат. Эскиз выполнила Мари-Анн Колло, ученица Фальконе. Благодаря этой работе, она получила членство в Российской Академии художеств и ежегодную императорскую пенсию.
Змея, которую топчет конь под Петром, – это символ победы над противниками перемен, происходивших в стране. Эта часть монумента выполнена скульптором Ф. Гордеевым. Кроме того, этот элемент выполняет функцию третьей точки опоры, необходимой для устойчивости.
Как отливалась скульптура царя-реформатора
Раньше памятники таких внушительных размеров не делали, поэтому литейщики не давали гарантии ни на сроки, ни на качество отлива. К работе подключили Е. Хайлова, который раньше занимался изготовлением пушек. Нужный состав бронзы подбирался долго из-за ее значительных размеров изваяния и трехточечной системы опоры. Для снижения веса планировалось сделать толщину стенок в пределах одного сантиметра, а внутри них оставить полость.
Первый отлив был неудачным. Подающая бронзу труба лопнула, но Хайлов, рискуя жизнью, сумел предотвратить пожар. Однако скульптура оказалась испорченной. Практически 3 года потребовалось для подготовки второй модели. Следующая отливка прошла успешно. Этьен Фальконе поддался искушению и оставил надпись о своем авторстве на императорском плаще.
Проблемы с пьедесталом
Описание поиска и транспортировки гранитного пьедестала для памятника «Медный всадник» поражает. Академия художеств начала заниматься подбором монолитного камня огромных размеров еще до того, как изготовили модель скульптуры. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» напечатали объявление о конкурсе на лучшую глыбу. Камень нашел крестьянин Вишняков рядом с деревней Лахта в двадцати верстах от Петербурга, за что ему выдали 100 рублей премии. Разбитую молнией гранитную скалу, всю заросшую мхом, ушедшую в землю более, чем на 4 м и весившую примерно 1600 тонн, больше полугода перевозили в Петербург.
Сначала ее волокли всю зиму до Финского залива, а потом переплавляли на судне. 26 сентября 1770 г. огромный обломок скалы доставили на Сенатскую площадь, где в то время был пустырь. Не были еще построены ни Исаакиевский собор, ни здание Сената, до их возведения оставалось более полувека.
Нюансы установки монумента
К тому моменту, как Медного всадника нужно было устанавливать на пьедестал, отношения Фальконе с императорским двором были полностью испорчены. Даже пошли слухи, что скульптор имеет только техническое отношение к монументу. В сентябре 1778 г. его обида достигла предела и он, оскорбленный, уехал в Париж, забрав с собой Мари-Анн Колло. Руководил воздвижением памятника на пьедестал Ф. Гордеев.
07 августа 1782 г. произошло открытие монумента, но автора на него не пригласили. По случаю торжественного события был проведен военный парад, которым руководил князь Голицын. Сигнал к началу шествия дала сама императрица.
Легенды
Знаменитая конная скульптура первого императора России, практически поднявшего страну с колен, окружена огромным количеством городских легенд. Мифы и слухи стали появляться уже в конце XVIII века.
По одному преданию в скульптуре, кроме Петра I, запечатлен его любимый конь Лизетта, случайно приобретенный у купцов. Императору очень понравился жеребец, и он назвал животное именем дворовой девушки Саксонского короля, с которой имел тогда связь. Лизетта безоговорочно слушался хозяина, однако конюхам было сложно с ним совладать. Жеребец оставался с Петром почти 10 лет, а после его смерти царь приказал изготовить чучело, которое и сейчас можно увидеть в Зоологическом музее.
Монументу часто приписывали мистические свойства. Существует несколько легенд, в которых говорится, как бронзовый памятник преследовал людей или являлся во сне и предсказывал значимое событие. Этот мотив нередко использовался в художественных произведениях.
Совсем фантастическое предание о скульптуре гласит, что на том месте, где она установлена, император перепрыгивал на скакуне с одного берега Невы на другой. При этом он выкрикивал: «Все Божье, все мое». 2 раза перепрыгнул нормально, а в третий окаменел, так как непреднамеренно произнес: «Все мое, все Божье», то есть поставил себя выше Господа. В другой вариации этого сказания Петр в третий раз не окаменел, а упал в воду, простудился и сильно заболел. После выздоровления царь больше никогда не позволял произносить богохульства ни себе, ни приближенным.
Где сделать красивые фотографии
Будучи на обзорной экскурсии по Питеру, обязательно нужно сфотографироваться у самого монумента. Он не только имеет историческую ценность, но и очень красив. Памятник можно назвать уникальным образом для фотосессий. Если снимать его со стороны набережной, император будет стоять на фоне величественного Исаакиевского собора. Если фотография делается со стороны Адмиралтейства, лучше всего встать параллельно табличке «Сенатская площадь, 1». Кроме самого легендарного изваяния, великолепным фоном будут вид на панораму Васильевского острова, открывающуюся на другом берегу Невы, пейзажи Александровского сада.
Как добраться
Место, где стоит Медный всадник, находится в центре Санкт-Петербурга, на Сенатской площади. Сюда ходит подземный и наземный общественный транспорт. При желании доехать в более комфортной обстановке можно взять такси. Самая ближняя к величественной скульптуре станция метрополитена – Адмиралтейская, выход на Малую Морскую улицу. По ходу движения от метро до памятника есть указатели.
Наземный транспорт, автобусы и маршрутные такси, останавливаются на остановке «бул. Конногвардейский». Идти от нее до памятника не более 5 минут.
Ответы на популярные вопросы
Почему памятник называется Медный всадник?
Это название он получил далеко не сразу. Так памятник Петру стали называть после издания одноименной поэмы Пушкина.
Из чего памятник создан на самом деле?
Он отлит из бронзы, являющейся медно-оловянным сплавом.
Что символизирует памятник Медный всадник?
Конная скульптура – символ преодоления Петром сложностей в борьбе за преобразование и свободу России, а змея, которую топчет скакун, является прототипом гонителей царских реформ.
Достопримечательности рядом
Кроме Медного всадника, на Сенатской площади можно посмотреть еще множество исторических и культурных достопримечательностей Северной столицы.
Александровский сад, через который можно выйти к Эрмитажу и на Дворцовую площадь.
Исаакиевский собор, с колоннады которого открывается великолепная панорама города.
Концертный зал Мариинского театра.
Благовещенский и Дворцовый мосты через Неву.
Чтобы отлично провести время в городе на Неве, осмотреть все достопримечательности, которые хотелось увидеть, и полноценно отдохнуть после прогулки, выбирайте для проживания апарт-отели Vertical. Они расположены недалеко от центра, так что дорога до главных достопримечательностей будет недолгой. Внимание и забота вежливого персонала, а также комфортабельные номера позволят хорошо отдохнуть и набраться сил для дальнейшего изучения Санкт-Петербурга.