Ледокол «Красин»: история, экскурсии, интересные факты

Ледокол «Красин» – одна из визитных карточек Васильевского острова. Огромный корабль, стоящий у причала на набережной Лейтенанта Шмидта, неизменно притягивает взгляды прогуливающихся вдоль Невы туристов. Это судно с богатой историей, в которой было место и войнам, и героическим подвигам. Чем знаменит атомный ледокол «Красин», где он находится сегодня и сколько стоит посетить музей?

Содержание

Где находится и как добраться?

Ледокол «Красин» пришвартован на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Судно не имеет собственного адреса, так что можно ориентироваться на дом 12 по набережной Лейтенанта Шмидта или дом 2 по 23 линии В.О.

Ближайшая станция метро «Горный институт» находится в 10 минутах ходьбы. До этого места можно также доехать на трамвае (№ 1 и 40, остановка «22 и 23 линии В.О.), автобусе (№ 1, 7, 128, остановка «Станция метро Горный институт) и на троллейбусе (№ 10, 11, остановка «Станция метро «Горный институт»).

Совсем рядом с ледоколом есть остановка общественного транспорта «Горный институт», до которой ходит автобус 152. Также можно воспользоваться такси, каршерингом или просто пройтись по красивой набережной от Благовещенского или Дворцового мостов.

Режим работы и стоимость билетов

Музей «Ледокол Красин» в СПб работает ежедневно с 11:00 до 18:00. В 17:00 закрываются кассы и вход в музей, но уже вошедшие посетители могут находиться на судне еще час.

Входной билет в музей стоит 300 рублей. Дети от 3 до 7 лет, школьники и студенты, обучающиеся очно, а также пенсионеры, проходят по льготному тарифу. Стоимость билета для них составляет 200 рублей.

Пройти в музей бесплатно могут дети до 3 лет, герои России и СССР, участники ВОВ, блокадники, участники СВО и члены их семей. Полный список льготников имеется на сайте музея. Кроме того, каждый месяц в первую среду в музей пропускаются бесплатно участники боевых действий, инвалиды 1 и 2 группы, дети младше 16 лет. Льгота распространяется только на самостоятельный осмотр выставки. Экскурсии придется оплачивать согласно тарифам.

В летнее время можно просто погулять по палубе ледокола и сделать красивые фотографии (без осмотра экспозиции). Цена входа – 200 рублей для всех категорий посетителей.

Что посмотреть на борту и экскурсии

Ледокол «Красин» – это уникальный корабль. С одной стороны, он является действующим судном и числится в соответствующем реестре. С другой – это полноценный музей, посвященный освоению Севера, жизни на ледоколе, быту и традициям народов Арктики, а также истории самого «Красина». Посетителей ждут несколько постоянных экспозиций:

  • страницы истории ледокола «Красин»;
  • воссозданные каюты капитана, начальника экспедиции, кают-компания, штурманская и рулевая рубки;
  • выставка «Наша Арктика», посвященная природе и культуре Севера;
  • мемориальные каюты писателя В. Конецкого и руководителя Морской арктической комплексной экспедиции П.В. Боярского.

Кроме того, на борту судна имеется несколько временных экспозиций, также посвященных морской и северной тематике. На сайте музея всегда представлена актуальная информация о них.

Посетители могут осматривать экспозиции самостоятельно или воспользоваться услугами местных гидов. Каждый час проводится обзорная экскурсия по ледоколу, доступная для всех посетителей. 1-2 раза в день можно спуститься в машинное отделение, чтобы познакомиться с механизмами, приводящими судно в движение (программа рассчитана на посетителей 14 лет и старше). По вторникам в 12:00 можно познакомиться с ледоколом в компании его капитана.

Также сотрудники музея проводят групповые экскурсии по предварительной записи. Программы рассчитаны на малышей и школьников разных возрастов.

История ледокола «Красин»

История ледокола «Красин» начинается в 1916 году. Именно тогда российский морской министр И.К. Григорович поддержал проект создания нового судна для путешествий в арктических водах. Существовавший в то время ледокол просто не справлялся с нагрузкой – слишком много задач приходилось решать его экипажу.

Создание и первые испытания

Новый ледокол построили в Великобритании в городе Ньюкасл. На его создание ушло совсем немного времени: проект был утвержден в январе 1916 года, а в августе корабль был уже спущен на воду. Этот ледокол был самым мощным на тот момент. Его назвали «Святогор» в честь богатыря из былин.

Судно доставили в Архангельск, но там оно пробыло совсем недолго. Уже через 2 года в 1918 году «Святогор» и еще один крупный корабль решили затопить в устье реки Северная Двина, чтобы не дать английскому флоту пройти дальше. План не сработал – судно село на мель, и неприятель вошел в Архангельск. Англичане освободили «Святогора», и он стал частью британского флота. В 1920 году корабль участвовал в спасении пассажиров парохода «Соловей Будиримович».

В 1921 году начались переговоры с Великобританией о возвращении «Святогора» в Россию. Благодаря участию министра внешней торговли Л.Б. Красина они увенчались успехом. После смерти министра в 1927 году ледокол переименовали в его честь.

Спасение экспедиции Умберто Нобиле

Одним из самых выдающихся событий в истории ледокола «Красин» было спасение экспедиции Умберто Нобиле. В 1928 году команда исследователей решила покорить Северный полюс на дирижабле. Во время возвращения произошла катастрофа: летательный аппарат стал снижаться. По одним данным это произошло в результате утечки газа, по другим – из-за обледенения. Часть экипажа выжила и дрейфовала на льдине в океане. Связь была плохой, и лишь через 10 дней после катастрофы механик Николай Шмидт смог поймать сигнал.

Ледокол «Красин», стоявший тогда в законсервированном виде, быстро оснастили всем необходимым и спустили на воду. 12 июля, спустя 1,5 месяца после катастрофы члены экспедиции Умберто Нобиле были спасены. Судно и его команда стали знаменитыми на весь мир и получили заслуженные награды.

Военная служба и послевоенные годы

Во время Великой Отечественной войны ледокол «Красин» использовали для перевозки грузов и боеприпасов. Он сопровождал суда, проходившие по северным морям. Его заслуги были так велики, что, по слухам, Гитлер объявил награду за затопление судна.

После войны «Красин» долго стоял на ремонте. Лишь в 1972 году он был передан Министерству геологии, переоборудован и превращен в научно-исследовательское судно.

Превращение в музей

В конце 80-х годов легендарный корабль был списан и поставлен на «вечный причал». Из-за финансовых проблем его даже хотели продать за границу. Ледокол спас Калининградский музей мирового океана, который превратил его в свой филиал. С тех пор «Красин» стоит на набережной Лейтенанта Шмидта и дает возможность всем желающим познакомиться с историей северного флота и Арктики.

Основные характеристики ледокола

«Красин» относится к классу морских арктических ледоколов. Его основным назначением была проводка судов и экспедиции в Белом море. Вот базовые характеристики судна:

  • длина 98,5 м;
  • ширина 21,6 м;
  • максимальная осадка 9,1 м;
  • мощность 10 тысяч лошадиных сил;
  • максимальная скорость 15 узлов.

Ледокол приводился в движение с помощью паросиловых установок, работавших на твердом топливе.

Интересные факты о ледоколе

Ледокол «Красин» известен далеко за пределами Санкт-Петербурга. Это один из самых узнаваемых кораблей Северного флота. Он увековечен на мемориале покорителям Арктики в Мурманске. Там легендарное судно выбито на одном из барельефов. А вот еще несколько интересных фактов.

  • Созданием ледокола руководил Евгений Замятин, которого многие знают как автора антиутопии «Мы». По образованию он был морским инженером.
  • Благодаря очень широкому ледовому поясу (так называется усиленная часть корпуса в районе ватерлинии), «Красин» мог пройти через льды толщиной до 2,5 метров. Вплоть до 50-х годов XX века ни один ледокол не мог похвастаться такими характеристиками.
  • «Красин» – это единственный корабль, который не только успешно участвовал в боях во время Второй мировой войны, но и продолжил работать после этих событий. Более того, он до сих пор остается на плаву!
  • В 1969 году был снят фильм о спасении экспедиции Нобиле. Роль «Красина» исполнял другой ледокол, похожий на него внешне.
  • В последние годы службы, когда Арктику уже покоряли более современные дизельные и атомные ледоколы, «Красин» работал в качестве электростанции.
  • В 2002 году ледокол приняли в международную ассоциацию военно-исторических кораблей (HNSA).

Одним словом, ледокол «Красин» в Санкт-Петербурге – это не просто корабль и не просто музей. Это уникальное судно, которое стоит увидеть хотя бы снаружи. Ну а если у вас будет немного времени, чтобы подняться на борт, не откажите себе в удовольствии сделать это.

Официальный сайт и телефон

Музей «Ледокол Красин» имеет собственный сайт, где можно уточнить время работы и цену на билеты, а также даже осмотреть виртуальную экспозицию, не покидая удобного кресла. Адрес сайта:https://www.krassin.ru/. Контактный телефон музея +7 (812) 325 35 47. У организации есть собственный канал в Телеграм и группа Вконтакте. Запись на экскурсии проводится только по электронной почте ledokolzakaz@yandex.ru.

Чтобы путешествие в Санкт-Петербург было легким и приятным во всех отношениях, забронируйте номер в одном из апарт-отелей сети Vertical. Вас ждет практически домашний уют, доброжелательные администраторы, удобное приложение для бронирования и заказа дополнительных услуг. Все отели расположены в шаговой доступности от станций метро, так что вы сможете легко добраться до любой части города и насладиться Северной столицей во всем ее великолепии.