Александрийский театр в Санкт-Петербурге

Легендарный Александрийский или Александринский, что более правильно, театр Санкт-Петербурга можно по праву назвать старейшим в России. Коренные петербуржцы дали ему ласковое прозвище Александринка. Величественное здание находится в Екатерининском саду. Проходя по Невскому проспекту, можно издали насладиться видом части культурного наследия Питера, но только посмотреть на него со стороны недостаточно. Чтобы глубже познакомиться с монументальной архитектурой одного из самых известных театров и узнать его удивительную историю, лучше всего заказать экскурсию. Они проводятся в свободное от репетиций и спектаклей время. Остановившись в сети апарт-отелей Vertical, можно легко добраться до театра и приобщиться к прекрасному, а после полного впечатлений дня отдохнуть с комфортом в уютном номере.

История Александрийского театра

Дочь Петра I, царица Елизавета Петровна, с юности имела пристрастие к театру. 30 августа 1756 года. по старому стилю, 10 сентября по новому, в дату памяти князя Александра Невского, она подписала сенатский указ, в котором говорилось о создании Александрийского (Императорского) театра. В нем царица распорядилась, чтобы для выступлений была вызвана ярославская труппа, а организовала ежегодное финансирование, составлявшее в те времена 5000 руб.

По проекту К. Росси в 1832 году под театр выстроили собственное здание, которое в наше время по праву считается одним из архитектурных символов Питера. Тогда его и назвали Александринским, в честь Александры Федоровны, супруги Николая I.

В знаменитом театре бывали поэты, писатели, композиторы тех времен, внесшие неоценимый вклад в культуру России. Стены легендарного храма искусства помнят коронованных особ, политиков, ученых. В них прошли премьеры почти всех произведений классики драматургии России.

В 1937-м году, театр переименовали в Пушкинский. Смена названия была приурочена к столетию со дня смерти поэта. Только в 1991 году к учреждению культуры вернулось собственное имя, но многие по привычке до сих пор называют его по-старому.

В блокаду театр был эвакуирован в Новосибирск. Представления Санкт-Петербургской труппы проходили на сцене театра «Красный факел», а в здании Александринки выступал остававшийся в городе все годы войны Ленинградский театр музыкальной комедии.

Александринка уже почти 300 лет держит марку и ценится среди любителей искусства. Сейчас он имеет официальный статус бюджетного федерального государственного учреждения «Национальный драматический театр России».

Стиль здания и его архитектор

Здание Александрийского театра, возведенное в популярном в конце XVIII — начале XIX века стиле классицизма архитектором Карлом Росси, представляет собой целый комплекс, имеющий большую сцену и пятиярусный зрительный зал. Оно имеет высоту 32 метра, хотя в то время было запрещено строить здания выше Зимнего дворца (23,5 м.).

При проектировании здания великий зодчий использовал новаторские технологии. Для перекрытий зрительного зала и всей постройки, пролет которых составляет 21 и 30 м, Росси вместе с инженером Кларком создал своеобразную систему, состоящую из арочных металлических форм. Архитектор полностью был уверен в прочности уникальной конструкции, поэтому, не задумываясь, утверждал: «Пусть меня сей же час повесят на стропиле театра, если с перекрытием случится какое-нибудь происшествие»

Архитектура Александрийского театра до сих пор производит на всех посетителей неизгладимое впечатление. Главный фасад смотрит на Невский проспект, а аттику здания украшает колесница Аполлона с четверкой лошадей.

В украшениях здания прослеживается театральная тема:

  • квадрига (двухколесная античная колесница, запряженная четверкой лошадей) - это одна из эмблем Северной столицы и символ театра;

  • стоящий на ней Аполлон, держит в одной руке кифару, струнный инструмент античного времени, а в другой венок победителя; греческий бог является покровителем искусства;

  • в неглубоких нишах многоколонной лоджии парадного фасада можно лицезреть двух муз: Мельпомену (покровительница трагедии) и Терпсихору (олицетворяет танец);

  • сторона, выходящая на площадь Ломоносова и улицу Росси, украшена скульптурами Таллии, покровительницы комедийного жанра, и Клио, музы истории.

Здание окаймляют рельефные гирлянды лавровых ветвей и античные театральные маски. Работы по декорации Александринки вел В. И. Демут-Малиновский, выдающийся скульптор своего времени.

Александрийский театр внутри

Внутренние помещения на первый взгляд выглядят более скромно, чем фасад. В фойе, на лестницах и в вестибюлях нет особой парадности. Первоначально их планировали декорировать лепниной, однако ограничились росписью. А вот подковообразный зрительный зал смотрится нарядно и торжественно. Его украшают

  • резной позолоченный орнамент;

  • роспись;

  • яркая обивка кресел.

Внутри зала имеется несколько ярусов: обширный партер и наклоненные к сцене ложи. Потолок расписан так же, как 1832 году, по углам находятся выгравированные театральные маски. Арку, отделяющую зрительный зал от сцены, с двух сторон украшают белые лебеди, символизирующие поэтическое вдохновение и чистоту, а в середине расположена голова Аполлона. Оформление дополняет живописная люстра, декорированная фигурами ангелов и нимф, украшенная венками роз. Она и сегодня находится в зале Александринки.

Обивка стен, как раньше, так и сейчас, выполнена из красного шелка. Но первоначально, вплоть до реконструкции в 1849 году, зал Александринского театра, драпировки, обивка мебели и стен, были в голубых тонах. В 1849 году изменили не только облицовку стен и мебели. Двери и кресла также сменили свой оттенок, став темно-вишневыми.

Самое роскошное убранство в царской (свитской) ложе. Деревянный барьер украшен искусно выполненной резьбой. По эскизам Росси на нем вырезаны орлы, которые держат гирлянды из лавра. Резной орнамент полностью позолочен. Фестоны драпировки царской ложи украшены накладными деревянными орлами, покрытыми позолотой.

Отличительной особенностью пятиярусного зрительного зала является великолепная акустика. На его огромной площади, рассчитанной на 1700 человек, с любого места слышен каждый звук, даже шепот, произнесенный на сцене. Такой эффект усиливает впечатление от спектакля.

Репертуар Александрийского театра

Уже во времена царствования Елизаветы Петровны, пока у храма искусства не было собственного здания, а артисты репетировали и выступали на разных подмостках Северной столицы, репертуар был разнообразен и богат.

Первым спектаклем, поставленным в день открытия нового каменного помещения, стала трагедия «Пожарский, или Освобожденная Москва», созданная М. В. Крюковским. Она началась увертюрой из оперы Кавоса «Иван Сусанин».

В репертуар последующих лет входило множество спектаклей.

  • Комедии А. С. Грибоедова «Молодые супруги» 1815 г., «Притворная неверность» 1818 г., «Горе от ума» 1831 г.

  • «Ревизор» Н. В. Гоголя 1836 г.

  • «Гроза» А. Н. Островского 1858 г.

  • «Борис Годунов» А. С. Пушкина 1870 г.

  • «Власть тьмы» Л. Н. Толстого 1895 г.

  • «Чайка» Чехова 1896 г.

Перечислена лишь часть премьер Александринского театра. На самом деле их было намного больше. В наше время наиболее знамениты постановки:

  • «Много шума из ничего»

  • «Живой труп»

  • «Отелло»

  • «Чайка»

  • «Леди Макбет»

  • «Женитьба»

  • «Король Лир»

  • «Двойник»

  • «Гамлет»

Сейчас на сцене Александринки не только ставится множество спектаклей разного жанра, но и проводятся различные театральные мероприятия: концерты, встречи, лекции и пр. Это возможно, благодаря сцене-трансформеру, которая является главной особенностью здания после реконструкции. Она может меняться в соответствии с предстоящим мероприятием.

Именитые актеры Александрийского театра

Великие актеры блистали на театральных подмостках Александринки практически сразу после ее открытия. Они привлекали внимание не только российского бомонда, но и всего мира. Основная труппа сложилась во второй половине 19 века. В ее составе были известные актеры от А. Мартынова и В. Каратыгина до Б. Фрейндлиха, В. Меркурьева, Н. Симонова. Здесь сверкала в лучах славы непревзойдённая В. Ф. Комиссаржевская, выступало множество русских актрис от М. Савиной до Н. Ургант и Е. Тиме.

В наши дни в театре работают С. Паршин, Н. Буров, И. Волков, И. Вознесенская и другие знаменитые актеры. Коллектив современной Александринки – это 70 артистов. Художественный руководитель – В. В. Фокин.

Как добраться до Александрийского театра

У Александринки 2 адреса:

  • Новая сцена: набережная Фонтанки 49А.

  • Основное здание: площадь Островского,6.

Ближе всего к Александрийскому театру находится 3 станции метро: Достоевская, Невский проспект, Гостиный двор.

Интересные факты

Несмотря на то, что основали Александринский театр еще в конце 18 века, 1756 году, практически 80 лет он оставался без помещения. Приглашенная для работы ярославская труппа выступала на импровизированных сценах, расположенных по всему Петербургу. В 1801 г. под здание театра перестроили деревянный павильон, но его размеры вскоре стали малы для растущего города. Выстроить подходящее помещение долго не представлялось возможным из-за политической обстановки: две войны (Русско-Турецкая и Отечественная 1812 г) требовали затрат. Собственное здание «театр без дома» получил только в 1832 г.

Имя Александринке было дано в честь супруги Николая I, Александры Фёдоровны. Она по рождению была прусской принцессой Александриной. Поэтому его настоящее название Александринский, но незнающие люди часто называют его Александрийский.

Первой премьерой, поставленной на открытии собственного здания Александрийского театра 31 августа 1832 г. должен был стать балет «Сумбека», тема которого касалась патриотической стороны русской истории. Но выдающийся балетмейстер Шарль Дидло неожиданно навлек на себя гнев возглавлявшего дирекцию князя Гагарина и был отправлен в отставку. Ему нашли замену. Новым балетмейстером императорской труппы стал француз Алексис Блаш. Однако пока он приехал в Россию и приступил к репетициям, прошло очень много времени. Ко дню открытия театра балет не был готов, поставили его только в начале ноября.

Александринский театр в XIX в. был основным развлечением знатного сословия. Ходить в него пешком было очень неприлично, поэтому в дни открытия или закрытия сезона, а также во время премьер, в очередь к его подъезду выстраивалось огромное количество экипажей.

До реконструкции в Александринском театре был царский кабинет. В нем монархи беседовали с актерами-фаворитами и ждали начала спектакля. Отсюда скрытые от глаз лестницы вели в подвалы театра или в царскую ложу. В наше время одной из тайных лестниц могут пользоваться зрители бельэтажа.

Недостаточно почитать о красоте и тайнах Александринки, лучше приехать в Санкт-Петербург увидеть все своими глазами. А остановиться лучше в сети апарт-отелей Vertical. Туристов ждут уютные номера, удачное расположение и все необходимое для комфортного отдыха.